Установленный на большинстве современных машин генератор переменного тока работает существенно эффективнее своего предшественника, использовавшего постоянный ток. Выдавая одинаковую мощность, устройство переменного тока весит в два раза легче. Для его изготовления нужно почти в три раза меньше дефицитной меди. На такой агрегат не нужно устанавливать реле обратного тока. Это упрощает конструкцию устройства. Все эти факторы самым благоприятным образом сказываются на цене изделия, обладающего большей надежностью и долговечностью по сравнению с генератором постоянного тока.
Перед началом вынужденного ремонта следует бегло оценить состояние агрегата. Перед тем как разобрать прибор, не забудьте проверить внешнюю целостность приводящего ремня и степень его натяжения. Это поможет выяснить, не потребуется ли в скором времени его замена. Надежным натяжением ремня следует считать положение, когда ремень при надавливании пальцем провисает в пределах двух миллиметров. Если ремень еще не старый, а натяжение все равно чересчур слабое, можно оптимизировать его, слегка подтянув. Одновременно проверьте натяжной ролик. Убедившись, что он проворачивается с заметным усилием и издает скрипучий звук, нужно поменять деталь либо подвергнуть ее смазке машинным маслом.
Проанализировать работу устройства можно тахометром. Он традиционно размещается в паре со спидометром. Если тахометр показывает не менее 2 000 оборотов в минуту, то узел работает штатно. Хорошие показатели начинаются с 5 000 оборотов в минуту. Ресурс этого агрегата не превышает 300 тысяч километров, даже для неприхотливых автомобилей. Хотя попадаются интересные экземпляры, например на одном из автомобилей Хендай Гетц генератор прослужил 400 тыс.км.
Разбирают автомобильный генератор по следующей схеме. Первыми демонтируются после ослабления всех креплений щеткодержатель и регулятор натяжения. Затем извлекаются натяжные болты, снимается крышка со статором. После отсоединения фазных обмотков от выходных кабелей блока выпрямителя со статора снимается крышка. Затем снимается шкиф с вала. На заключительном этапе, используя специальный съемник, демонтируется передняя крышка.
У большинства генераторов встречаются следующие неисправности:
1. Проявление постороннего шума во время работы устройства. Эта неисправность диагностирует отсутствие люфта роторного подшипника. Для устранения шума после снятия защитной накладки он промывается в бензине и повторно смазывается стандартной смазкой «Литол 24». Случается, что при осмотре выявляется разрушение подшипника. Тогда его полностью заменяют. Если наблюдается зависание щеток, то нужно тщательно очистить их от загрязнений и отрегулировать усилие пружин. Если это не помогло исправить ситуацию, потребуется полная замена щеток.
2. Неполная или избыточная зарядка. Возникает при неисправном реле регулятора. Устраняется заменой реле.
3. При выполнении зарядки мигает контрольный индикатор. Подобное явление – это следствие пробоя диода, обеспечивающего цепь питания индикаторной лампочки. Все диоды находятся в диодном мосту. Чтобы выявить пробой на этом узле и устранить его, необходимо ключом на 7 ослабить три гайки корпуса, сняв крепления обмотки.
4. Агрегат перестает давать зарядку аккумулятора. Возможно сразу несколько причин этой неисправности:
сгорел предохранитель;
- не работает реле регулятора;
- сломалась или подвисла одна из щеток;
- в цепи стартера произошел обрыв или замкнула обмотка.
При выявлении одной из трех первых причин потребуется замена аварийных деталей. Четвертый случай считается самым сложным. Даже замена дефектной обмотки статора новой может не помочь, и потребуется серьезный ремонт самого статора. Чаще всего встречается такой дефект, как распайка законцовки. В таком случае обмотку просто припаивают. При обрыве обмотки возле контактного кольца на месте обрыва ее отматывают на один виток и выпаивают поврежденную законцовку. Ей на смену монтируют неповрежденный виток обмотки. Если контактное кольцо имеет сильный износ, его зачищают с помощью мягкого напильника.
Проводя необходимую проверку генератора и заменяя его детали, необходимо строго соблюдать технику безопасности и быть максимально аккуратным, чтобы не повредить далеко не дешевые детали этого агрегата. Если у вас остались вопросы, то заходите на сайт www.agscenter.ru и обратитесь к специалисту за консультацией.