Руководители России и Белоруссии до сих пор продолжают обсуждать возможность создания союза «РосБелавто». По заявлению первого вице-премьера Республики Беларусь, стороны на данный момент работают над данным проектом, но никак не могут прийти к определенному соглашению между собой. А ведь рабочая группа начала свою деятельность еще неделю назад. Эксперты, которые работают над данной задачей, приходят к неутешительным заключениям.
Основной преградой для претворения в жизнь проекта является значительное отличие в законопроектах стран. В результате сторонами не представляется возможным определиться в уровне полномочий, которые будут предоставлены для руководителей холдинга. Но по сделанному заявлению Семашко эту проблему можно решить на уровне межправительственного соглашения. Мнение акционеров и управляющих КамАЗа заключается в том, что существование холдинга возможно, только если два автогиганта будут работать как одно целое.
Только в этом случае есть какой-то экономический смысл. Ведь ранее российская сторона была заинтересована в создании объединения по той причине, что на ОАО «МАЗ» были технологии, которых им не хватало. На данный же момент ОАО «КамАЗ» осуществляет технологическое переоснащение благодаря другим источникам. По этой причине работать вместе, но как два разных предприятия, не имеет никакой экономической выгоды.
Ранее посол России, находящийся в Белоруссии, заявлял, что некоторые вопросы по созданию холдинга должны были быть сняты в начале весны 2014 года. Предполагалась передача управляющей компании оговоренных частей акций МАЗ и КамАЗа, 75+1% и 49% соответственно. Объединенные в одно предприятие, стороны могли бы достичь такой цели, как стать самым крупным автопроизводителем на рынках СНГ.
Идея о создании совместного предприятия возникла еще в 2010 году, но тогда вопрос не был решен в результате того, что Беларусь не устроили условия, на которых могло пройти слиянии. В 2011 году был создан пошаговый план осуществления идеи, белорусские власти были согласны работать только в том случае, если вклад сторон будет равен, то есть 50 на 50.
Российская сторона была с этим не согласна, так как активы, которыми обладает российское предприятие намного больше своего белорусского партнера. Было предпринято еще несколько попыток по реализации проекта, но не одна из попыток не увенчалась успехом.