Но не такое радостное, как предполагалось.
Масштабные строительные работы в чистом поле начались в 2008. Прошло чуть больше года - и завод стоимостью 100 млн. евро готов выпускать продукцию.
Но вполне оптимистичные прогнозы двухлетней давности резко перечеркнул мировой финансовый кризис, потянувший на дно реальный сектор экономики. Спад производства и потребления не мог не сказаться на объёмах выпуска и продажи грузовых автомобилей. Накануне открытия завода в Калуге прошла информация о том, что Volvo Truck Corporation сокращает выпуск коммерческой техники на своих европейских сборочных площадках... Естественно, это не могло означать, что торжественное открытие калужского завода будет скомкано, но и особого оптимизма в речах выступавших руководителей корпорации, области и госструктур не прозвучало.
Все они в своих выступлениях возвращались к одной мысли: кризисы приходят и уходят, синусоида подъёмов-спадов в мировой экономике неизбежна, но открытие сборочного производства Volvo Truck Corporation в Калуге - это шаг стратегический, нацеленный, в сущности, в будущее.
http://denisov-photo.ru
Да, убытки неизбежны, и на заявленные объёмы выпуска техники (10 тысяч единиц Volvo и 5 тысяч грузовиков Renault в год) завод выйдет, наверное, нескоро, однако, по словам Ларса Корнелиуссона, генерального директора Volvo Trucks в России, «кризис - это всё-таки временное явление. Мы верим, что нам всем удастся его пережить, после чего мы продолжим свое развитие, и выполним главную задачу компании - интегрировать мощности шведского производителя в промышленный комплекс России». Поэтому, кроме открытия завода, Volvo Truck планирует открыть в 2009 году ещё 10 фирменных сервисных станций, а уже весной запустить «Вольво Трак Центр Калуга», который будет расположен на территории завода Volvo.
Завод как он есть
Калуга в качестве базовой площадки была выбрана после тщательного учёта всех обстоятельств. В первую очередь шведы отмечали беспрецедентную поддержку, которую компании оказывало областное руководство на всех стадиях организации производства.
Немаловажную роль сыграло географическое положение области: на пересечении трёх федеральных трасс, в непосредственной близости как от границ, так и от основных рынков сбыта.
Общая площадь завода 44 тысячи кв. метров, из которых сборочный цех занимает 15 тысяч кв. метров.
Сейчас, пока сборка на заводе производится из машинокомплектов, с конвейера могут сходить около двух десятков машин. В марте-апреле намечен переход на полноценную сборку Volvo FH и Volvo FM, так, как это происходит на заводах в заводах в Гете-борге или Генте. В планах -довести уровень локализации сборки автомобилей на заводе в Калуге до 33%. То есть треть агрегатов и комплектующих может производиться или приобретаться на месте. Так, уже существуют договорённости о сотрудничестве с компанией «Бецема», специализирующейся на выпуске самосвальных кузовов и бетономешалок.
Что с ценами?
Спрос рождает предложение. Нет спроса - нет повода даже для острожного оптимизма...
На момент открытия заводе ситуация с продажами техники напоминала маятник. Последние месяцы 2008 года едва ли можно считать показательными: происходила отгрузка техники, заказанной и проплаченной ещё тогда, когда дыхание кризиса ощущали только подкованные аналитики. А вот новых заказов практически не было. С нового года заявки понемногу начали формировать портфель заказов, но при этом уменьшились поставки техники в Россию.
http://dvernnov.ruПричём, что характерно, спрос сместился от магистральных тягачей в сторону строительной техники... Оно и понятно: одни только олимпийские объекты в Сочи способны значительно реанимировать спрос. Да и дорожным строителям обещали серьёзное инфраструктурное финансирование. При этом вопрос цены приобретаемой техники будет иметь решающее значение. А корпорация Volvo дешёвые грузовики не выпускала никогда.
Прогнозировать что-либо определённое на фоне общеэкономической неопределённости крайне сложно. Однако чисто теоретически можно прикинуть, что после январского повышения ввозных пошлин на автомобили стоимость новых грузовиков из Европы для российского покупателя повысится на 10-20% (в зависимости от комплектации, мощности двигателя). Видимо, следует ожидать, что машины калужской сборки будут дешевле на такую же величину. Иначе никаких особых конкурентных преимуществ у «калужских» Volvo не будет...