Диагностика бензиновых двигателей – сложный и многогранный процесс. Часть операций вполне можно сделать своими руками. Для выполнения других потребуется помощь специалистов. Давайте рассмотрим порядок и нюансы диагностики разных систем бензиновых моторов.
По материалам сайта Auto-Science.ru
Визуальный осмотр и изучение симптомов
Начинать диагностику бензиновых моторов следует с визуального осмотра и анализа симптомов неисправностей. При осмотре уделяется внимание наличию подтеканий технических жидкостей, состоянию проводов, датчиков, трубопроводов топливной системы и пр.
Что касается симптомов неисправностей, они могут быть разными. Причем один и тот же признак зачастую говорит о проблемах в разных местах (системах). Вот несколько примеров:
- Потеря мощности двигателя. Она может возникать по разным причинам. Среди них – проблемы с системой питания, выход из строя свечей зажигания, износ элементов ШПГ, растяжение цепи ГРМ и пр.
- Появление посторонних звуков при работе мотора. Стуки могут говорить о проблемах с ШПГ, либо с клапанами. Свист на турбированных моторах указывает на неполадки с ТРК. Также могут свистеть и неисправные форсунки системы впрыска.
- Ненормальный цвет выхлопа. Черный может говорить о чрезмерно богатой смеси, либо проблемах с маслосъемными колпачками, белый может являться сигналом того, что пробита прокладка ГБЦ.
- Чрезмерная вибрация. Она может быть вызвана как проблемами с зажиганием, так и банальным износом опорных подушек.
- Двигатель регулярно глохнет. Причинами могут быть проблемы с зажиганием, системой питания и другими.
Давайте рассмотрим особенности диагностики разных систем бензиновых моторов, и возможность ее проведения собственными силами.
Диагностика системы охлаждения двигателя
Часто проблемы с ней возникают из-за разгерметизации и вытекания ОЖ. Заметить это можно по характерным подтекам. Наиболее уязвимые места – расширительный бачок, радиатор и места сопряжения элементов трубопровода.
Если двигатель сильно греется, проблема может быть в вентиляторе. Для его проверки при достижении рабочей температуры движка интенсивно погазуйте на неподвижном авто. Если температура продолжает расти, а вентилятор не включается, значит проблема либо в датчике температуры ОЖ, либо в приводе вентилятора.
Еще одна распространенная проблема системы охлаждения – заклинивание термостата. Если это произойдёт в открытом положении, двигатель будет плохо греться, не достигая рабочей температуры. Если в закрытом – появляется склонность к перегреву. Проверить термостат легко в домашних условиях. Для этого снимите его, нагрейте воду до температуры примерно 80oC, и опустите этот элемент в емкость. Клапан должен открыться. После этого поместите термостат в холодную воду, и он должен закрыться.
Диагностировать систему охлаждения можно и при помощи специальных автомобильных сканеров. Также сигналы с датчиков можно анализировать при помощи мультиметра, осциллографа или мотор-тестера.
Диагностика ГРМ двигателя
Если мотор с цепным приводом, проверку ГРМ, как правило начинают с диагностирования гидронатяжителя и степени растяжения цепи. Для этого гидронатяжитель демонтируется с авто. Если он исправен, то при надавливании не должен пропускать масло. Для оценки степени износа цепи используются специальные оправки с метками. Они помещаются на место гидронатяжителя и по меткам оценивается, насколько растянулась цепь.
Также при диагностике ГРМ замеряются:
- Фазы газораспределения. Для этого потребуется специальный набор, в который входит шаблон-угломер указатель, моментоскоп и другие инструменты. Проверка проходит на неработающем моторе.
- Тепловой зазор между клапаном и коромыслом. Для этого используются наборы специальных тончайших щупов.
- Зазор между клапаном и седлом. Оценка этого параметра производится при демонтированных форсунках с помощью специального прибора который оценивает количество вытесняемого из цилиндра, при закрытых клапанах, сжатого воздуха.
Видно, что диагностика ГРМ бензинового двигателя – процесс довольно сложный и требующий определенных навыков. Как и в предыдущем случае, для этого можно использовать и специализированные сканеры, которые могут обнаружить, к примеру, нарушение фаз газораспределения и другие проблемы.
Диагностика турбины бензинового двигателя своими руками
ТРК в идеале должен диагностироваться на СТО с помощью специального оборудования. Но все же некоторые моменты можно проверить и самостоятельно. Например, наличие на воздушном фильтре следов масла может говорить о проблемах с турбиной. Посторонние звуки (свист, скрежет и пр.) также указывают на то, что с ТРК не все в порядке. Конечно, визуально можно оценить и целостность корпуса этого элемента.
Часто о неисправности ТРК судят по наличию осевого люфта (на заглушенном моторе, конечно). Но это не всегда говорит о проблемах. Для многих ТРК наличие небольшого ощутимого люфта – нормальное явление. Это объясняется т.н. масляным зазором (после пуска двигателя полость заполняется маслом и ось крыльчатки скользит по нему).
Диагностика подушек и других систем бензинового двигателя
Диагностированию также подвергаются следующие системы и элементы мотора:
- Подушки (опоры). Они гасят колебания, передающееся на кузов (раму) от мотора. Диагностировать их можно визуальным осмотром, либо на подъемнике (яме).
- Система питания (топливная). Для ее диагностики проводится визуальный осмотр, проверка давления в магистралях манометром, оценка работоспособности форсунок (требуется специальное оборудование) и топливного насоса.
- ЭБУ и другие электронные компоненты. Для этого используются автомобильные сканеры.
- ШПГ. Диагностика может проводиться без разборки с использованием эндоскопов, либо при условии демонтажа и разборки мотора.
Перечень процедур при диагностике бензинового двигателя зависит от симптомов неисправности. Из-за схожести признаков проблем с разными системами порой на поиск проблем уходит немало времени. И в ряде случаев это лучше доверить профессионалам.