
Нет сомнений, дальнейшее продвижение иностранных компаний на российский рынок продолжится и будет сопровождаться занятием существенной его доли. В силу значительного объема на российском рынке легкового транспорта, можно сделать прогноз, что в страну будуь импортировать машины, не превышающие по продаже 110 тыс. штук в год, цифра критическая для принятия решения по открытию производства в стране.
Но будет ли принято такое решение, зависит от реальной экономической поддержки для местного производства и от возможности по использованию российских комплектующих, а также от того, каким будет уровень экономического развития в целом. Анализируя данные последних 3 лет, можно сказать, что
компании использовавшие местную сборку, существенно опередили по темпам роста производителей, которые выбрали импор. Многие фирмы, и Toyota с Volkswagen в их числе, объявили о том что планируют строительство заводов в РФ. Запуск «отверточной» сборки не столь рискован и требует гораздо меньше инвестиций, вместо создания полноценного завода, и поэтому компании предпочитают таким образом выходить на российский рынок. «Отверточная» сборка также хорошо заменяет импорт лишь при высоких ставках ввоза автомобилей, но при вступлении России во Всемирную торговую организацию она теряет свою актуалность.
Теперь необходимо взглянуть на проблемы развития у местных производителей, учитывая ситуацию на ключевых рынках. Российский рынок имеет гораздо меньшую защиту, чем зарубежные рынки на начальной стадии развития, а по некоторым характеристикам — даже в стадии либерализации. Например, импортный тариф в Индии достигает по–прежнему 61%, а Китайский — 23%, что равняется сегодняшнему уровню российского рынка. Однако, несмотря на слабую госзащиту, российский производитель контролирует огромный сегмент на рынке — это 810 тыс. машин. Это машины в нижнем ценовом сегменте, в меньшей степени привлекательном для иностранных компаний.
Угрозы от производителей в развивающихся странвх, хоть реальна,но придет точно не завтра: эти компании пока не производят авто в больших количествах, и требуется время, чтобы подняться на ноги. Первый этап для новых участников рынка будет связан со сложностями отсутствия сервисных и дилерских сетей, и на их создание уйдет минимум 2–3 года. Судя по первым сравнениям совокупной цены владения (в котрую входят данные по цене модели, налогах, затратах на техобслуживание и т.д.) российских автомобилей и дешевых марок из развивающихся стран, то потребители вряд ли откажутся от российских автомобилей. Опасность как всегда исходит от подержанных иномарок, в том числе и произведённых в России, и постепенно этот фактор может стать доминирующим.
Трудно точно определить степень защищённости российских производителей, но препятствия для вхождения иностранцев в этот сегмент нельзя назвать непреодолимыми. Тем более для российских производителей важно успешно развивать автопром, не связываясь с защитой рынка. Необходимо создание базы поставщиков, разработка новых моделей и повышение эффективности предприятий.
«Вырастить» поставщика должны и компании, и государство. Российские компании, например, должны стимулировать поставщиков повышать эффективность закупок ведущих иностранных корпораций, чтобы они создавали производства в России. Также должно присутствовать государственное финансирование необходимой инфраструктуры и создание особых экономических зон и парка поставщиков.
Нельзя назвать проблемы российской автомобильной промышленности простыми, однако величина российского рынка достаточна, чтобы места на нем хватило многим компаниям. На примере других стран можно сказать, что успех местного производителя возможен и достигается взвешенной политикой правительства и бизнесменов. С другой стороны сход с дистанции многих местных игроков даже при развитом автопроме, например в Корее, означает, что российские компанияи не должны медлить, если хотят выжить и преуспеть.