Новые «зебры»
Изменения коснулись, во-первых, пешеходов, которым теперь разрешили переходить проезжую часть на перекрестках по диагонали. Это допускается только при наличии соответствующей разметки — «зебры» — и исключительно на регулируемых перекрестках.
Прямо скажем, такое решение нельзя считать ноу-хау и широко применяется в некоторых странах. Кроме того, появилось определение островка безопасности и требование к безлошадным при переходе проезжей части останавливаться на нем в случае, если переход не удалось вовремя завершить.
Нововведения затронули также порядок парковки. Напомним, раньше по общему правилу водитель обязан был ставить машину только параллельно краю проезжей части, а парковаться под углом к тротуару можно было лишь в местах, «конфигурация (местное уширение проезжей части) которых допускает иное расположение транспортных средств». Но поскольку эта оговорка трактовалась водителями субъективно, то нередко они бросали машины поперек дороги, создавая серьезные затруднения в движении другим.
В этой связи правительство решило больше не полагаться на мнение водителей и разрешить иные способы парковки исключительно при наличии соответствующих дорожных знаков и разметки. Иными словами, допускать или нет парковку под углом, теперь решает не сам водитель, а владелец дороги. Он же получил право не размечать каждое парковочное место для машин, паркующихся вдоль края проезжей части.
Дорожникам достаточно будет отчертить прерывистой линией полосу, предназначенную для остановки и стоянки, а расстояние между остановившимися машинами будут определять уже сами водители. Разработчики полагают, что это позволит более рационально использовать парковочные площади. Наконец, в угоду столичным властям федеральное правительство предусмотрело специальную дополнительную табличку к знаку 6.4 («Р») для того, чтобы разрешать стоянку исключительно автовладельцам, оформившим резидентное разрешение на парковку.
Тех, кто занимается организацией дорожного движения, правительство озадачило необходимостью оборудовать дополнительные «поворотные» секции светофора красными контурными огнями, которые будут сигнализировать о наличии выключенной стрелки и запрете движения в соответствующем направлении.
Как это будет выглядеть, пока неясно, но, по словам разработчиков, должно повысить информативность светофоров. Дескать, раньше водители не всегда могли разглядеть негорящую стрелку в дополнительной секции, поэтому непреднамеренно нарушали требования ПДД. Однако примите во внимание, что отсутствие красного контура не означает, что в направлении выключенной стрелки двигаться можно: как и прежде, разрешенные направления движения будут показывать специальные контурные стрелки, которые при наличии дополнительной секции обязаны наноситься на основной, зеленый сигнал светофора.
Не забыли и о тех, кто передвигается по дорогам на велосипедах. Во-первых, для обозначения как начала, так и окончания велосипедной полосы, обустроенной на проезжей части, придумали отдельные дорожные знаки. По аналогии с полосой для маршрутных транспортных средств велополоса будет обозначаться в виде белого символа велосипеда на синем квадратном знаке. Напомним, что раньше использовался один и тот же знак, как для полосы, так и для велодорожки.
Во-вторых, велосипедистам разрешили двигаться по выделенной автобусной полосе при отсутствии велодорожки или велополосы. Считается, что это более безопасно, чем езда по общей проезжей части (де-факто по второй полосе), что, в частности, подтверждается и зарубежным опытом.
Безопасно ли?
У специалистов внесенные в Правила дорожного движения изменения вызывают определенные опасения. С одной стороны, вроде бы ничего революционного не произошло. Однако, например, возможность оборудования диагональных переходов через перекресток таит в себе опасность. Дело в том, что переход по диагонали разрешили не во всех случаях, а только на регулируемых перекрестках, то есть там, где есть светофоры (или дежурит регулировщик, что встречается крайне редко).
Таким образом, получается, что при работающем в штатном режиме светофоре пешеход может пойти наискосок, но если светофор по какой-либо причине погас или, как это часто бывает в ночное время, переведен в режим мигающего желтого сигнала, то есть перекресток стал нерегулируемым, переход будет запрещен. Однако разметка-то никуда не денется! Таким образом, пешеходу каждый раз придется решать головоломку: «зебра» есть, а воспользоваться ею нельзя. Зная менталитет соотечественников, с уверенностью можем сказать, что в 99% случаев решение будет в пользу «пойти».
Но смогут ли сами пешеходы оценить безопасность перехода, уверенности уже нет. Ведь смотреть придется не в две, как при обычном переходе, а в четыре стороны. То же касается и водителей, которым во избежание наезда придется более тщательно прогнозировать направление возможного движения пешехода.